Статья 19215

Название статьи

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ МЕТОДАМ РАСПОЗНАВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

Авторы

Варлашина Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, преподаватель дисциплин информационного цикла, Пензенский многопрофильный колледж, отделение архитектуры (Россия, г. Пенза, ул. Маркина, 2), varlashinasveta@mail.ru
Наземнова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра высшей и прикладной математики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), varlashinasveta@mail.ru

Индекс УДК

51:371:383

Аннотация

Актуальность и цели. Для обеспечения активизации учебной деятельности старшеклассников в процессе их обучения математическим методам распознавания геометрических образов необходимо выделять следующие этапы работы: распознавание геометрического образа на уровне понятия, распознавание геометрического образа на уровне усвоения знаний, распознавание геометрического образа на уровне систематизации знаний. Целями исследования являются теоретическое обоснование необходимости активизации учебной деятельности старшеклассников в процессе их обучения математическим методам распознавания геометрических образов и моделирование соответствующих мотивационно-ориентирующих ситуаций на каждом из выделенных этапов такой работы.
Материалы и методы. Теоретико-методологическими ориентирами исследования являются системный и деятельностный подходы. В ходе анализа технологических аспектов моделирования мотивационно-ориентирующих ситуаций в процессе обучения старшеклассников математическим методам распознавания геометрических образов авторы исследования опирались на концептуальные основы формирования мотивации учебной деятельности, сформулированные в работах А. В. Петровского, М. А. Родионова, и на индивидуальные траектории обучения математике, описанные С. Н. Дорофеевым.
Результаты. Предполагаемая система методической работы способствует: улучшению математической подготовки учащихся, более качественному изучению знаний по математике, формированию умения решать задачи повышенной сложности.
Выводы. Работа по активизации учебной деятельности старшеклассников в процессе их обучения математическим методам распознавания геометрических образов не должна сводиться к периодическому применению тех или иных активизирующих приемов на отдельных этапах, а должна являться постоянной составляющей этого процесса, обеспечивающей осознанный характер целеобразования и регулирования собственной учебной деятельности школьников.

Ключевые слова

активизация учебной деятельности, учебная мотивация, распознавание, образ, геометрия, вектор, скаляр, векторное произведение, Декартова система координат.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Петровский, А. В. Мотивация как проявление потребностей личности / А. В. Петровский // Общая психология.  М., 1976. – С. 110135.
2. Атанасян, Л. С. Геометрия : учеб. для 10–11 классов средней школы / Л. С. Атанасян. – М. : Просвещение, 2003.
3. Дорофеев, С. Н. Задача как средство формирования математических компетенций / С. Н. Дорофеев, В. Г. Плахова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – № 3. – С. 56–65.
4. Дорофеев, С. Н. Индивидуальные траектории обучения как средство организации математической деятельности / С. Н. Дорофеев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1. – С. 210–217.
5. Дорофеев, С. Н. Личностно ориентированный подход как основа построения индивидуальных траекторий обучения математике / С. Н. Дорофеев // Мир науки, культуры и образования. – Горно-Алтайск, 2013. – № 2 (30). – С. 48–50.
6. Родионов, М. А. Мотивация учения математике и пути ее формирования : моногр. / М. А. Родионов.  Саранск : Изд-во МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2001. С. 108–112.

 

Дата создания: 06.08.2015 10:20
Дата обновления: 23.10.2015 14:16